Музей колледжа

В Тульском технико-экономическом колледже имени А.Г.Рогова музей занимает особое место: он активно используется в учебном процессе, на внеклассных мероприятиях, служит стимулом для творчества студентов. Огромное значение для студентов имеет высоконравственная воспитывающая атмосфе­ра учебного заведения, система традиций. Студенты изучают историю колледжа, с огром­ной любовью пополняют материалами музей колледжа, встречаются с преподавателями-ветеранами и выпускниками учебного заведения.

Программа воспитательной работы в колледже учитывает опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. Патриотическое воспитание - стержневое, цементирующее начало в системе воспитания. В настоящее время система патриотического воспитания в колледже приобретает особое значение, т.к. в условиях снижения воспитательного воздействия российской культуры и искусства, как важнейших факторов формирования патриотизма, постепенной утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострения национального вопроса, проявляется устойчивая тенденция падения прести­жа военной и государственной службы.

Музей, наряду с системой мероприятий по патриотическому воспитанию, позволяет приобщить подрастающее поколение к истинным ценностям, привить студентам любовь к Родине, к своему учебному заведению, уважение к старшим. Исследовательская и поисковая работа дает возможность студентам самостоятельно воссоздать историю своего ССУЗа, лучше узнать историю своей страны, своего города, а также организовать базу для обучения и воспитания других студентов.

В нашем учебном заведении музей существует более 50 лет, и потому работа такого рода является для нас традиционной.

Музей Тульского технико-экономического колледжа имени А.Г.Рогова был основан в 1969 году как музей А.Г.Рогова. Трижды происходила реконструкция музея, но, при этом, главная тема экспозиции не менялась. Основную часть экспонатов составляли детали самолета А.Г.Рогова и предметы, найденные бойцами ПОИРа, фотографии и документы, имеющие отношение к жизни и подвигу А.Г.Рогова, а также материалы, посвященные воинской части, в которой служил Алексей Григорьевич. Позже в музее появились изделия учащихся: макет памятника А.Г.Рогову, макет переправы через реку Угру, и другие работы (выжигание, моделирование и т.д.), имеющие отношение к тематике музея.

Подобное устройство музея при небольшой площади не позволяли расширить экспозицию и ввести экспонаты, имеющие отношение к истории колледжа.

В связи с этим пришлось не только полностью изменить экспозицию, но и выделить для музея другое помещение.

Открытию музея колледжа предшествовала большая поисковая и исследовательская работа.

Преобладающими направлениями в поисковой и исследовательской работе при музее являются: изучение архивных документов (в Государственном архиве Тульской области, в архивах музеев Тулы и колледжа), поиск литературы (в библиотеках города), просмотр периодической печати (газет, журналов и т.д.), встречи с краеведами, ветеранами, бывшими преподавателями и выпускниками нашего учебного заведения, и другими частными лицами.

Не во всех видах поисковой работы студенты могли активно участвовать. Так, например, доступ к архивным документам для несовершеннолетних ограничен. Работали с этими документами преподаватели и ветераны колледжа. Но во вторичной обработке материалов участвовали все желающие. Под вторичной обработкой материалов мы подразумеваем анализ ксерокопий с архивных материалов и печатных изданий, классификацию, сканирование и цифровую печать с фотографий, составление новых альбомов по истории колледжа. Были даны задания 15 студенческим группам обработать документы и подготовить отчет о конкретном временном периоде.

Когда информация была собрана и систематизирована, возникла необходимость грамотной разработки концепции экспозиции музея. Для того, чтобы решить эти проблемы, студенты и преподаватели колледжа посещали музеи города, беседовали с научными сотрудниками, хранителями, внимательно осматривали экспозиции.

В результате проделанной работы была создана концепция научной экспозиции и разработаны план и дизайн-проект музея. Этой работой занимался актив музея, состоящий из совета музея, преподавателей и студентов.

Студенты активно работали над реализацией проекта под руководством преподавателей: изготавливали витрины, монтировали освещение, разрабатывали тексты для этикеток.

Особенность работы состояла в том, что одновременно проходила подготовка к празднованию столетия колледжа, и собранная информация использовалась при проведении классных часов, при подготовке праздничного концерта, при составлении юбилейного буклета и т.д.

Открытие музея стало одним из самых значительных событий в жизни колледжа. Гости учебного заведения осмотрели экспозицию и отметили еЈ эстетичность, оригинальность и интересное содержание.

С момента открытия музей активно используется в учебном процессе и во внеклассной работе. Проводятся экскурсии для студентов и гостей колледжа, проводятся классные часы (встречи с ветеранами, лекции), в праздничные дни (День рождения А.Г.Рогова, 23 февраля, 9 мая) в колледже проходят концерты, торжественно возлагаются цветы к бюсту А.Г.Рогова, к мемориальной доске. Ежегодно 16 февраля, в День рождения А.Г.Рогова отличники учЈбы посещают место гибели героя (г.Юхнов в Калужской области), осуществляют уход за памятником, установленным в 1976 году на средства, заработанные учащимися в строй- и сельхоз- отрядах.

Поисковая работа студентов колледжа продолжается. Проводимые конкурсы творческих работ студентов позволяют пополнить фонды музея новыми экспонатами (рисунками, стенными газетами, посвящЈнными истории колледжа).

Перспективы дальнейшего развития музея разнообразные. Расширяется тематика экспозиции, создаются новые работы по истории колледжа (особое внимание уделяется значению имЈн в истории учебного заведения – биографиям ветеранов, бывших преподавателей, выпускников учебного заведения), продолжается традиционная текущая работа: систематизация материалов, сбор информации и т.д.

Углубленное знакомство с историей Тульского края и учебного заведения оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов студенчества, а приобретенные во время поиска знания, умения и навыки будут полезными при освоении любой профессии. Поскольку в ТТЭК им. А.Г. Рогова поисковая работа связана непосредственно с будущей специальностью выпускников, то она несет еще большее воспитательное воздействие.

Познание своих корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.