Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта А А А Обычная версия

Информационная безопасность

  1. Локальные нормативные акты
  2. Нормативное регулирование
  3. Педагогам
    • Информационная памятка

      Об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс ка­са­ет­ся наи­ме­нее за­щи­щен­ных от про­па­ган­ды чле­нов об­ще­ства – де­тей и под­рост­ков. В свя­зи с этим си­сте­ма ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции долж­на не толь­ко обес­пе­чи­вать со­хран­ность баз дан­ных и со­дер­жа­щих­ся в них мас­си­вов кон­фи­ден­ци­аль­ных све­де­ний, но и га­ран­ти­ро­вать невоз­мож­ность до­сту­па в сте­ны кол­ле­джа лю­бой про­па­ган­ды, как неза­кон­но­го ха­рак­те­ра, так и без­обид­ной, но пред­по­ла­га­ю­щей воз­дей­ствие на со­зна­ние уча­щих­ся в за­ве­де­ни­ях сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

      Пе­да­го­ги­че­ско­му ра­бот­ни­ку крайне важ­но иметь на­вы­ки ме­диа­гра­мот­но­сти и «ин­фор­ма­ци­он­ной ги­ги­е­ны», уметь ра­бо­тать с совре­мен­ным про­грамм­ным обес­пе­че­ни­ем, знать ос­нов­ные ас­пек­ты ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти, а так­же при­ме­нять ука­зан­ные на­вы­ки не толь­ко в по­все­днев­ной жиз­ни, но и в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се. Ин­фор­ма­ци­он­ная без­опас­ность об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции вклю­ча­ет си­сте­му мер, на­прав­лен­ных на за­щи­ту ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства и пер­со­наль­ных дан­ных от слу­чай­но­го или на­ме­рен­но­го про­ник­но­ве­ния с це­лью хи­ще­ния ка­кой-ли­бо ин­фор­ма­ции или вне­се­ния из­ме­не­ний в кон­фи­гу­ра­цию си­сте­мы. Вто­рым ас­пек­том дан­но­го по­ня­тия яв­ля­ет­ся за­щи­та об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са от лю­бых све­де­ний, но­ся­щих ха­рак­тер за­пре­щен­ной за­ко­ном про­па­ган­ды, или лю­бых ви­дов ре­кла­мы.

      В со­ста­ве мас­си­вов охра­ня­е­мой за­ко­ном ин­фор­ма­ции, на­хо­дя­щей­ся в рас­по­ря­же­нии об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции, мож­но вы­де­лить три груп­пы:

      • пер­со­наль­ные све­де­ния, ка­са­ю­щи­е­ся обу­ча­ю­щих­ся и пре­по­да­ва­те­лей, оциф­ро­ван­ные ар­хи­вы;
      • ноу-хау об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са, но­ся­щие ха­рак­тер ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти и за­щи­щен­ные за­ко­ном;
      • струк­ту­ри­ро­ван­ная учеб­ная ин­фор­ма­ция, обес­пе­чи­ва­ю­щая об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс (биб­лио­те­ки, ба­зы дан­ных, обу­ча­ю­щие про­грам­мы).

      Все эти све­де­ния мо­гут стать не толь­ко объ­ек­том хи­ще­ния. На­ме­рен­ное про­ник­но­ве­ние в них мо­жет на­ру­шить со­хран­ность оциф­ро­ван­ных книг, уни­что­жить хра­ни­ли­ща зна­ний, вне­сти из­ме­не­ния в код про­грамм, ис­поль­зу­е­мых для обу­че­ния.

      Обя­зан­но­стя­ми лиц, от­вет­ствен­ных за за­щи­ту ин­фор­ма­ции, долж­но стать со­хра­не­ние дан­ных в це­лост­но­сти и непри­кос­но­вен­но­сти и обес­пе­че­ние их:

      • до­ступ­но­сти в лю­бое вре­мя для лю­бо­го ав­то­ри­зи­ро­ван­но­го поль­зо­ва­те­ля;
      • за­щи­ты от лю­бой утра­ты или вне­се­ния несанк­ци­о­ни­ро­ван­ных из­ме­не­ний;
      • кон­фи­ден­ци­аль­но­сти, недо­ступ­но­сти для тре­тьих лиц.

      Осо­бен­но­стью угроз ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ность хи­ще­ния све­де­ний или по­вре­жде­ние мас­си­вов ка­ки­ми-ли­бо со­зна­тель­но дей­ству­ю­щи­ми ха­кер­ски­ми груп­пи­ров­ка­ми, но и са­ма де­я­тель­ность под­рост­ков, на­ме­рен­но, по зло­му умыс­лу или оши­боч­но спо­соб­ных по­вре­дить ком­пью­тер­ное обо­ру­до­ва­ние или вне­сти ви­рус. Вы­де­ля­ют­ся пять групп объ­ек­тов, ко­то­рые мо­гут под­верг­нуть­ся на­ме­рен­но­му или нена­ме­рен­но­му воз­дей­ствию:

      1. ком­пью­тер­ная тех­ни­ка и дру­гие ап­па­рат­ные сред­ства, ко­то­рые мо­гут быть по­вре­жде­ны в ре­зуль­та­те ме­ха­ни­че­ско­го воз­дей­ствия, ви­ру­сов, а так­же по иным при­чи­нам;
      2. про­грам­мы, ис­поль­зу­е­мые для обес­пе­че­ния ра­бо­то­спо­соб­но­сти си­сте­мы или в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, ко­то­рые мо­гут по­стра­дать от ви­ру­сов или ха­кер­ских атак;
      3. дан­ные, хра­ни­мые как на жест­ких дис­ках, так и на от­дель­ных но­си­те­лях;
      4. сам пер­со­нал, от­ве­ча­ю­щий за ра­бо­то­спо­соб­ность ин­фор­ма­ци­он­ных си­стем;
      5. обу­ча­ю­щи­е­ся, под­вер­жен­ные внеш­не­му агрес­сив­но­му ин­фор­ма­ци­он­но­му вли­я­нию.

      Угро­зы, на­прав­лен­ные на по­вре­жде­ние лю­бо­го из ком­по­нен­тов си­сте­мы, мо­гут но­сить как слу­чай­ный, так и осо­знан­ный пред­на­ме­рен­ный ха­рак­тер. Сре­ди угроз, не за­ви­ся­щих от на­ме­ре­ния пер­со­на­ла, обу­ча­ю­щих­ся или тре­тьих лиц, мож­но на­звать:

      • лю­бые ава­рий­ные си­ту­а­ции, на­при­мер, от­клю­че­ние элек­тро­энер­гии или за­топ­ле­ние;
      • ошиб­ки пер­со­на­ла;
      • сбои в ра­бо­те про­грамм­но­го обес­пе­че­ния;
      • вы­ход тех­ни­ки из строя;
      • про­бле­мы в ра­бо­те си­стем свя­зи.

      Все эти угро­зы ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти но­сят вре­мен­ный ха­рак­тер, пред­ска­зу­е­мы и лег­ко устра­ня­ют­ся дей­стви­я­ми со­труд­ни­ков и спе­ци­аль­ных служб.

      На­ме­рен­ные угро­зы ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти но­сят бо­лее опас­ный ха­рак­тер и в боль­шин­стве слу­ча­ев не мо­гут быть пред­ви­де­ны. Их ви­нов­ни­ка­ми мо­гут ока­зать­ся обу­ча­ю­щи­е­ся, со­труд­ни­ки, тре­тьи ли­ца, име­ю­щие умы­сел на со­вер­ше­ние ки­бер­пре­ступ­ле­ния. Для под­ры­ва ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти та­кое ли­цо долж­но иметь вы­со­кую ква­ли­фи­ка­цию в от­но­ше­нии прин­ци­пов ра­бо­ты ком­пью­тер­ных си­стем и про­грамм. Наи­боль­шей опас­но­сти под­вер­га­ют­ся ком­пью­тер­ные се­ти, ком­по­нен­ты ко­то­рых рас­по­ло­же­ны от­дель­но друг от дру­га в про­стран­стве. На­ру­ше­ние свя­зи меж­ду ком­по­нен­та­ми си­сте­мы мо­жет при­ве­сти к пол­но­му под­ры­ву ее ра­бо­то­спо­соб­но­сти. Важ­ной про­бле­мой мо­жет стать на­ру­ше­ние ав­тор­ских прав, на­ме­рен­ное хи­ще­ние чу­жих раз­ра­бо­ток. Ком­пью­тер­ные се­ти ред­ко под­вер­га­ют­ся внеш­ним ата­кам с це­лью воз­дей­ствия на со­зна­ние де­тей, но и это не ис­клю­че­но. Са­мой се­рьез­ной опас­но­стью в по­доб­ном слу­чае станет ис­поль­зо­ва­ние обо­ру­до­ва­ния об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции для во­вле­че­ния ре­бен­ка в со­вер­ше­ние пре­ступ­ле­ний экс­тре­мист­ской и тер­ро­ри­сти­че­ской на­прав­лен­но­сти.

      С точ­ки зре­ния про­ник­но­ве­ния в пе­ри­метр ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти и для со­вер­ше­ния хи­ще­ния ин­фор­ма­ции или со­зда­ния на­ру­ше­ния в ра­бо­те си­стем необ­хо­дим несанк­ци­о­ни­ро­ван­ный до­ступ.

      Мож­но вы­де­лить несколь­ко ви­дов несанк­ци­о­ни­ро­ван­но­го до­сту­па:

      1. Че­ло­ве­че­ский. Ин­фор­ма­ция мо­жет быть по­хи­ще­на пу­тем ко­пи­ро­ва­ния на вре­мен­ные но­си­те­ли, пе­ре­прав­ле­на по элек­трон­ной по­чте. Кро­ме то­го, при на­ли­чии до­сту­па к сер­ве­ру из­ме­не­ния в ба­зы дан­ных мо­гут быть вне­се­ны вруч­ную.
      2. Про­грамм­ный. Для хи­ще­ний све­де­ний ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные про­грам­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ко­пи­ро­ва­ние па­ро­лей, ко­пи­ро­ва­ние и пе­ре­хват ин­фор­ма­ции, пе­ре­на­прав­ле­ние тра­фи­ка, де­шиф­ров­ку, вне­се­ние из­ме­не­ний в ра­бо­ту иных про­грамм.
      3. Ап­па­рат­ный. Он свя­зан или с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­аль­ных тех­ни­че­ских средств, или с пе­ре­хва­том элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния по раз­лич­ным ка­на­лам, вклю­чая те­ле­фон­ные.

      Борь­ба с раз­лич­ны­ми ви­да­ми атак на ин­фор­ма­ци­он­ную без­опас­ность долж­на ве­стись на пя­ти уров­нях, при­чем ра­бо­та долж­на но­сить ком­плекс­ный ха­рак­тер. Су­ще­ству­ет ряд ме­то­ди­че­ских раз­ра­бо­ток, ко­то­рые поз­во­лят по­стро­ить за­щи­ту об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции на необ­хо­ди­мом уровне.

      Ука­зом Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 1 июня 2012г. №761 утвер­жде­на На­цио­наль­ная стра­те­гия дей­ствий в ин­те­ре­сах де­тей, опре­де­ля­ю­щая сте­пень угроз и ме­ры за­щи­ты их без­опас­но­сти. Дей­ствия по огра­ни­че­нию агрес­сив­но­го воз­дей­ствия на со­зна­ние ре­бен­ка долж­ны стать ос­нов­ны­ми. На вто­ром ме­сте долж­но ока­зать­ся обес­пе­че­ние без­опас­но­сти баз дан­ных.

      За­щи­та ин­фор­ма­ции опи­ра­ет­ся на дей­ству­ю­щие в этой сфе­ре нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты, опре­де­ля­ю­щие от­дель­ные ее мас­си­вы как под­ле­жа­щие за­щи­те. Они вы­де­ля­ют те све­де­ния, ко­то­рые долж­ны быть недо­ступ­ны тре­тьим ли­цам по раз­ным при­чи­нам (кон­фи­ден­ци­аль­ная ин­фор­ма­ция, пер­со­наль­ные дан­ные, ком­мер­че­ская, слу­жеб­ная или про­фес­сио­наль­ная тай­на). По­ря­док за­щи­ты пер­со­наль­ных дан­ных опре­де­ля­ет­ся Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Тру­до­вым ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми «Об ин­фор­ма­ции, ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о за­щи­те ин­фор­ма­ции» и «О пер­со­наль­ных дан­ных». На ос­но­ва­нии дан­ных за­ко­но­да­тель­ных ак­тов раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ме­то­ди­ки для обес­пе­че­ния за­щи­ты ин­фор­ма­ции.

      Пе­да­го­ги­че­ским ра­бот­ни­кам необ­хо­ди­мо пом­нить, что в об­ра­зо­ва­тель­ной сфе­ре боль­шую роль иг­ра­ет си­сте­ма мо­раль­но-эти­че­ских цен­но­стей. На ней долж­на ос­но­вы­вать­ся си­сте­ма мер, за­щи­ща­ю­щих под­рост­ка от трав­ми­ру­ю­щей, эти­че­ски некор­рект­ной, неза­кон­ной ин­фор­ма­ции. В це­лях за­щи­ты от про­па­ган­ды необ­хо­ди­мо при­ме­нять нор­мы фе­де­раль­ных за­ко­нов «О за­щи­те де­тей от ин­фор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и раз­ви­тию», «Об ос­нов­ных га­ран­ти­ях прав ре­бен­ка в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» и За­ко­на Туль­ской об­ла­сти «О за­щи­те прав ре­бен­ка», опре­де­ля­ю­щие пра­ва несо­вер­шен­но­лет­них на за­щи­ту от све­де­ний, при­чи­ня­ю­щих вред здо­ро­вью и (или) раз­ви­тию де­тей. К та­ким све­де­ни­ям от­но­сит­ся ин­фор­ма­ция:

      • по­буж­да­ю­щая де­тей к со­вер­ше­нию дей­ствий, пред­став­ля­ю­щих угро­зу их жиз­ни и (или) здо­ро­вью, в том чис­ле к при­чи­не­нию вре­да сво­е­му здо­ро­вью, са­мо­убий­ству;
      • спо­соб­ная вы­звать у де­тей же­ла­ние упо­тре­бить нар­ко­ти­че­ские сред­ства, пси­хо­троп­ные и (или) одур­ма­ни­ва­ю­щие ве­ще­ства, та­бач­ные из­де­лия, ал­ко­голь­ную и спир­то­со­дер­жа­щую про­дук­цию, при­нять уча­стие в азарт­ных иг­рах, за­ни­мать­ся про­сти­ту­ци­ей, бро­дяж­ни­че­ством или по­про­шай­ни­че­ством;
      • обос­но­вы­ва­ю­щая или оправ­ды­ва­ю­щая до­пу­сти­мость на­си­лия и (или) же­сто­ко­сти ли­бо по­буж­да­ю­щая осу­ществ­лять на­силь­ствен­ные дей­ствия по от­но­ше­нию к лю­дям или жи­вот­ным;
      • от­ри­ца­ю­щая се­мей­ные цен­но­сти, про­па­ган­ди­ру­ю­щая нетра­ди­ци­он­ные сек­су­аль­ные от­но­ше­ния и фор­ми­ру­ю­щая неува­же­ние к ро­ди­те­лям и (или) дру­гим чле­нам се­мьи;
      • оправ­ды­ва­ю­щая про­ти­во­прав­ное по­ве­де­ние;
      • со­дер­жа­щая нецен­зур­ную брань;
      • со­дер­жа­щая ин­фор­ма­цию пор­но­гра­фи­че­ско­го ха­рак­те­ра;
      • пред­став­ля­е­мая в ви­де изоб­ра­же­ния или опи­са­ния же­сто­ко­сти, физи­че­ско­го и (или) пси­хи­че­ско­го на­си­лия, пре­ступ­ле­ния или ино­го ан­ти­об­ще­ствен­но­го дей­ствия;
      • вы­зы­ва­ю­щая у де­тей страх, ужас или па­ни­ку, в том чис­ле пред­став­ля­е­мая в ви­де изоб­ра­же­ния или опи­са­ния в уни­жа­ю­щей че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство фор­ме нена­силь­ствен­ной смер­ти, за­боле­ва­ния, са­мо­убий­ства, несчаст­но­го слу­чая, ава­рии или ка­та­стро­фы и (или) их по­след­ствий.

      Пе­да­го­ги­че­ско­му кол­лек­ти­ву необ­хо­ди­мо ре­гу­ляр­но при­ни­мать ме­ры по предот­вра­ще­нию рас­про­стра­не­ния в кол­ле­дже ин­фор­ма­ции, ко­то­рая мо­жет трав­ми­ро­вать пси­хи­ку де­тей. Это станет од­ной из ос­нов ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти. Ука­зан­ный ком­плекс мер це­ли­ком по­стро­ен на со­зда­нии внут­рен­них пра­вил и ре­гла­мен­тов, опре­де­ля­ю­щих по­ря­док ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей и ее но­си­те­ля­ми. Это внут­рен­ние ме­то­ди­ки, по­свя­щен­ные ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти, долж­ност­ные ин­струк­ции, пе­реч­ни све­де­ний, не под­ле­жа­щих пе­ре­да­че. До­пол­ни­тель­но дол­жен быть раз­ра­бо­тан ре­гла­мент, опре­де­ля­ю­щий по­ря­док вза­и­мо­дей­ствия с ком­пе­тент­ны­ми ор­га­на­ми по за­про­сам о предо­став­ле­нии им тех или иных дан­ных и до­ку­мен­тов.

      Кро­ме то­го, эти ме­то­ди­ки долж­ны опре­де­лять по­ря­док до­сту­па де­тей к се­ти Ин­тернет в ком­пью­тер­ных клас­сах, воз­мож­ность за­щи­ты неко­то­рых ре­сур­сов неод­но­знач­но­го ха­рак­те­ра от до­сту­па ре­бен­ка, за­прет на поль­зо­ва­ние соб­ствен­ны­ми но­си­те­ля­ми ин­фор­ма­ции. Кро­ме то­го, в об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции долж­но быть преду­смот­ре­но ис­поль­зо­ва­ние си­сте­мы ро­ди­тель­ско­го кон­тро­ля над ре­сур­са­ми се­ти Ин­тернет. За дан­ную си­сте­му мер и ее внед­ре­ние долж­но от­ве­чать ру­ко­вод­ство об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции и со­труд­ни­ки со­от­вет­ству­ю­щих ИКТ-под­раз­де­ле­ний.

      Важ­но пом­нить, что элек­трон­ная поч­та, к ко­то­рой име­ют до­ступ со­труд­ни­ки и уча­щи­е­ся, долж­на быть кон­тро­ли­ру­е­ма. Оп­ти­маль­но так­же вве­сти пол­ный за­прет на ко­пи­ро­ва­ние лю­бой ин­фор­ма­ции с жест­ких дис­ков ком­пью­те­ров об­ра­зо­ва­тель­ной ор­га­ни­за­ции. Кро­ме то­го, долж­но быть преду­смот­ре­но про­грамм­ное обес­пе­че­ние, огра­ни­чи­ва­ю­щее до­ступ ре­бен­ка на опре­де­лен­ные сай­ты (кон­тент-филь­тры).

      Все пе­ре­чис­лен­ные ме­ры долж­ны при­ме­нять­ся в ком­плек­се, при этом необ­хо­ди­мо опре­де­ле­ние од­но­го или несколь­ких лиц, от­ве­ча­ю­щих за ре­а­ли­за­цию всех ас­пек­тов ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти. Же­ла­тель­но при­вле­че­ние к этой про­бле­ме ро­ди­те­лей (за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей) сту­ден­тов, ведь в ря­де слу­ча­ев они по­мо­гут про­ве­сти аудит мер без­опас­но­сти и по­ре­ко­мен­до­вать совре­мен­ные ре­ше­ния. Кро­ме то­го, на ро­ди­те­лей (за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей) долж­ны быть воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти и по огра­ни­че­нию ин­фор­ма­ции, ко­то­рую ре­бе­нок мо­жет по­лу­чить до­ма. Необ­хо­ди­мо про­смат­ри­вать стра­ни­цы, по­се­ща­е­мые ре­бен­ком. На ос­но­ва­нии ана­ли­за его по­ис­ка мож­но вно­сить из­ме­не­ния в пе­ре­чень сай­тов, до­ступ к ко­то­рым огра­ни­чен с ком­пью­те­ров, уста­нов­лен­ных в учеб­ном за­ве­де­нии.

      Ре­а­ли­за­ция ком­плек­са пе­ре­чис­лен­ных мер поз­во­лит обес­пе­чить ин­фор­ма­ци­он­ную без­опас­ность об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са, со­хра­нить здо­ро­вье обу­ча­ю­щих­ся и га­ран­ти­ро­вать их гар­мо­нич­ное ду­хов­но-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние.

    • План мероприятий Экспертного по информации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества (для педагогических работников) на 2018-2019 учебный год

      Тре­тий квар­тал 2018 го­да

      • Лет­няя пе­да­го­ги­че­ская шко­ла «Пра­ва участ­ни­ков об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са».
      • Лет­няя пе­да­го­ги­че­ская шко­ла «ФГОС для об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций».
      • Все­рос­сий­ское те­сти­ро­ва­ние пе­да­го­гов.
      • Мо­ни­то­ринг ин­фор­ма­ти­за­ции си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния.
      • Мо­ни­то­ринг ра­бо­ты пе­да­го­гов-пси­хо­ло­гов об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ций с по­сле­ду­ю­щей вы­ра­бот­кой еди­ных ре­ко­мен­да­ций для пси­хо­ло­гов.

      Чет­вёр­тый квар­тал 2018 го­да

      • Еди­ный урок без­опас­но­сти в се­ти «Ин­тернет». Кон­фе­рен­ция по фор­ми­ро­ва­нию дет­ско­го ин­фор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства «Се­те­ви­чок».
      • Еди­ный урок без­опас­но­сти в се­ти «Ин­тернет». Пе­да­го­ги­че­ский тур­нир по ин­фор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти «Се­те­ви­чок».
      • Еди­ный урок без­опас­но­сти в се­ти «Ин­тернет». На­цио­наль­ная пре­мия за за­слу­ги ком­па­ний и ор­га­ни­за­ций в сфе­ре ин­фор­ма­ци­он­но­го кон­тен­та для де­тей, под­рост­ков и мо­ло­дё­жи «Пре­мия Се­те­ви­чок».
      • Еди­ный урок прав че­ло­ве­ка. Тур­нир пе­да­го­гов на зна­ние прав че­ло­ве­ка и ре­бён­ка.
      • Пре­мия Экс­перт­но­го со­ве­та по ин­фор­ма­ти­за­ции си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния при Вре­мен­ной ко­мис­сии Со­ве­та Фе­де­ра­ции по раз­ви­тию ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства.

      Пер­вый квар­тал 2019 го­да

      • Мо­ни­то­ринг без­опас­но­сти об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды.
      • Кон­курс про­фес­сио­наль­но­го ма­стер­ства пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков име­ни А. С. Ма­ка­рен­ко.

      Вто­рой квар­тал 2019 го­да

      • Еди­ный урок пар­ла­мен­та­риз­ма. Все­рос­сий­ский тур­нир пе­да­го­гов Еди­но­го уро­ка пар­ла­мен­та­риз­ма.

      В те­че­ние все­го учеб­но­го го­да

      • Про­грам­мы ди­стан­ци­он­но­го об­ра­зо­ва­ния пе­да­го­ги­че­ских ра­бот­ни­ков, вклю­ча­ю­щие про­грам­мы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и кур­сы про­фес­сио­наль­ной пе­ре­под­го­тов­ки, в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми Про­фес­сио­наль­но­го стан­дар­та «Пе­да­гог» и фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства.
      • Ди­стан­ци­он­ная ат­те­ста­ция на со­от­вет­ствие за­ни­ма­е­мой долж­но­сти в об­ра­зо­ва­тель­ных ор­га­ни­за­ци­ях.
      • Про­ве­де­ние ме­ро­при­я­тий, на­прав­лен­ных на ре­а­ли­за­цию ре­ко­мен­да­ций пар­ла­мент­ских слу­ша­ний «Ак­ту­аль­ные во­про­сы обес­пе­че­ния без­опас­но­сти и раз­ви­тия де­тей в ин­фор­ма­ци­он­ном про­стран­стве», про­шед­ших в Со­ве­те Фе­де­ра­ции 17 ап­ре­ля 2017 го­да.
      • Про­ве­де­ние мо­ни­то­рин­го­вых ис­сле­до­ва­ний и опро­сов по вы­пол­не­нию фе­де­раль­ных за­ко­нов, ука­зов и рас­по­ря­же­ний Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Фе­де­раль­ных ор­га­нов го­судар­ствен­ной вла­сти, а так­же по дру­гим ак­ту­аль­ным и вос­тре­бо­ван­ным те­мам и по за­про­сам Фе­де­раль­ных ор­га­нов го­судар­ствен­ной вла­сти.
      • Ак­ку­му­ли­ро­ва­ние прак­тик и ме­то­ди­че­ских раз­ра­бо­ток в сфе­ре ин­те­гра­ции ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс, раз­ра­бот­чи­ка­ми ко­то­ро­го вы­сту­па­ют со­труд­ни­ки об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний.
      • Про­ве­де­ние ме­ро­при­я­тий оч­но­го и ди­стан­ци­он­но­го ха­рак­те­ра для участ­ни­ков Экс­перт­но­го со­ве­та и за­ин­те­ре­со­ван­ных лиц и ор­га­ни­за­ций.

       

      По­дроб­ная ин­фор­ма­ция о ме­ро­при­я­ти­ях Пла­на бу­дет раз­ме­ще­на на сай­те www.Еди­ный­у­рок.рф в раз­де­ле «Под­держ­ка», ка­те­го­рия «Экс­перт­ный со­вет», пункт «Офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты и ин­фор­ма­ция» по ме­ре их про­ве­де­ния.

    • Методическое пособие «Медиаграмотность»
  4. Обучающимся
    С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.

    Компьютерные вирусы

    Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению.

    В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

    Методы защиты от вредоносных программ:

    1. Используй современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ;
    2. Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью дорабтки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
    3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
    4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
    5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
    6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проференных источников;
    7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.

    Сети WI-FI

    Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность».

    До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».

    Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

    Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
    3. При использовании Wi-Fi отключи функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе или учебе;
    4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
    5. Ипользуй только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно «https://»;
    6. В мобильном телефоне отключи функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    Социальные сети

    Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты.

    Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях:

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
    3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8; 
    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Электронные деньги

    Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги. 

    Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.

    В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной. 

    Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;
    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Электронная почта

    Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети.

    Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена.

    Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

    Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:

    1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
    2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
    3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
    4. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
    5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
    6. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
    8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».

    Кибербуллинг или виртуальное издевательство

    Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

    Основные советы по борьбе с кибербуллингом:

    1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
    2. Управляй своей киберрепутацией;
    3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
    4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
    5. Соблюдай свой виртуальную честь смолоду;
    6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
    7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
    8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

    Мобильный телефон

    Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало.

    Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.

    Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.

    Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

    Основные советы для безопасности мобильного телефона:

    1. Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
    2. Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3. Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
    4. Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
    5. Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
    6. После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
    7. Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
    8. Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
    9. Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.

    Online игры

    Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.

    Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.

    В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.

    Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:

    1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
    2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
    3. Не указывай личную информацию в профайле игры;
    4. Уважай других участников по игре;
    5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
    6. Используй сложные и разные пароли;
    7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.

    Фишинг или кража личных данных

    Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом.

    Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

    Основные советы по борьбе с фишингом:

    1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
    2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
    3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
    4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
    5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
    6. Отключи сохранение пароля в браузере;
    7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;

    Цифровая репутация

    Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

    «Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете.

    Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети. 

    Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу. 

    Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

    Основные советы по защите цифровой репутации:

    1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
    2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;
    3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

    Авторское право

    Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность. 

    Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги , и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями. 

    Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства.

    Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание.

    Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете. 

    Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.

    О портале

    Сетевичок.рф – твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!

  5. Родителям

    Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    • информация, запрещенная для распространения среди детей;
    • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    • информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    • способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    • обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    • отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    • оправдывающая противоправное поведение;
    • содержащая нецензурную брань;
    • содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    • информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    • вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
    • представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    • содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей. Общие правила для родителей

    • Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
    • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
    • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Возраст от 7 до 8 летВ Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

    • Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
    • Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    • Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    • Используйте специальные детские поисковые машины.
    • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    • Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    • Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
    • Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    • Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    • Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    • В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    • Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
    • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Возраст детей от 9 до 12 летВ данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

    • Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    • Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
    • Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему,  что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
    • Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    • Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
    • Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    • Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
    • Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    • Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    • Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
    • Расскажите детям о порнографии в Интернете.
    • Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    • Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Возраст детей от 13 до 17 летВ этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете. Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

    • Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
    • Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    • Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    • Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    • Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    • Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    • Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    • Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    • Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    • Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.
    • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.Материалы представлены Следственного комитета Российской Федерации.

  6. Детские безопасные сайты